Рост и развитие щенков в зависимости от их возраста имеет свои характерные особенности. В практике собаководства принято различать следующие этапы развития собак: эмбриональный (внутриутробный), продолжительностью 58—66 дней; подсосный: от рождения до 1—1,5 месяца; от 1—1,5 до 6 месяцев; молодняка: от 6 до 8—10 месяцев; молодых собак: от 8—10 месяцев до 2—2,5 лет. 1-й период: с 1-го по 18—21-й день жизни щенка Щенки рождаются беспомощными, с закрытыми глазами и ушными проходами, не приспособленными к самостоятельной жизни, и находятся под постоянным материнским уходом. Они способны лишь немного ползать и сосать материнское молоко. Большую часть суток они спят. В этот период отмечается большое ежедневное увеличение массы тела, в том числе головного мозга. Из органов чувств функционируют обонятельный, вкусовой, кожно-температурный и вестибулярный. К 15—18-му дням у щенков открываются глаза и слуховые проходы, они прозревают и слышат. Теперь они способны воспринимать и дифференцировать объекты окружающей внешней среды. К 18—21-му дням щенки способны стоять и ходить, а затем и бегать, проявлять четкую ориентировочную реакцию на внешние раздражители и образовывать оборонительные рефлексы. 2-й период:-с 18—21-го по 30—35-й день.
Продолжается интенсивное ежедневное увеличение массы тела. Щенки отходят от матери, активно знакомятся с окружающей средой, участвуют в играх со сверстниками, тем самым обогащая свой жизненный опыт. 3-й период:с 5—6 до 8—12 недель
Наиболее важный период по возможностям воспитательной дрессировки. Темп роста массы тела замедляется. В этот период щенки живут уже без материотнимают от и питаются кормом. Важной особенностью этого периода жизни щенков является и их способность быстро вырабатывать условные рефлексы. Щенки проявляют высокую активность в ознакомлении с окружающей средой, так называемый исследовательский рефлекс, который наиболее полно выражен с 1,5 до 3—4 месяцев. Если во втором периоде жизни щенки на внешние раздражители (встреча с незнакомыми людьми, животными, предметами и др.) обычно лишь настораживаются, то теперь они подходят к ним, обнхивают, лижут, то есть пытаются их исследовать. Так, например, при встрече с незнакомыми людьми они проявляют к ним положительную реакцию — подбегают, нюхают, прыгают, ласкаются, иногда беззлобно лают. Для правильного физического развития щенков и накопления ими жизненного опыта в этот период необходимы ежедневные прогулки со сменой маршрутов и раздражителей (людей, животных, транспортных средств и др.).
4-й период: с 3—4 до 6—7 месяцев. Формирование особенностей нервной системы —Если до 4-го периода все щенки по поведению очень похожи друг на друга и не имеют особых различий — они охотно и активно общаются с людьми, в том числе с посторонними, любят с ними играть, легко возбуждаются, проявляя на все такие комплексные раздра¬жители активно-оборонительную реакцию, то теперь выявляются животные, проявляющие на такие раздражители пассивно-оборонительную реакцию. Всем бросается в глаза, что если молодые щенки готовы встречаться и играть с любыми незнакомыми людьми, то среди щенков в возрасте 3—4 месяцев встречаются животные, которые при встрече с незнакомыми людьми ведут себя очень настороженно — не подбегают, не проявляют радости, не затевают игру, а лишь наблюдают со стороны и при первом проявлении посторонними даже нерезко выраженных угрожающих действий часть щенков убегает, проявляя пассивно-оборонительную реакцию. Так же они реагируют на все другие комплексные раздражители. К 3—4 месяцам щенки уже отличаются по своему поведению друг от друга, то есть приобретают индивидуальные черты поведения, которые с возрастом становятся все более выраженными и многообразными.
К концу 4-го периода у собак уже хорошо выражены индивидуальные черты поведения.
по книге "Служебное собаководство" с сокращениями и дополнениями.